Письменный набор Н.Д.Неустроева

Письменный набор классика якутской литературы, драматурга Неустроева Николая Денисовича

Письменный набор был подарен родственницей писателя Е.В.Максимовой в музей 1985г.. По словам Екатерины Васильевны Николай Денисович приобрел письменный набор в годы студенчества в Московском литературном институте имени Валерия Брюсова (1927-1928гг). Набор представляет собой металлическую пластину с двумя стеклянными чернильницами, красивыми подсвечниками.

Неустроев Николай Денисович (15.12.1895 — 21.07.1929) — один из основоположников якутской литературы.

Родился в Таттинском улусе. В 1910-1913 гг. учился в Якутском городском училище. Первый рассказ Н. Неустроева «Дикая жизнь» написан на русском языке в 1915 г.

Н. Неустроев первым в якутской драматургии обратился к жанровой форме комедии. Его пьесы сыграли большую роль в зарождении якутского театрального искусства. Написал несколько рассказов, пронизанных лиризмом и мягким юмором. Он умел передавать в немногих словах тончайшие человеческие переживания и красочные картины родной природы.

1919 г. Н. Неустроев состоял членом волостного и наслежного ревкомов, в 1922-24 гг. работал учителем. В 1925 г. — делегат IV Якутского съезда Советов. В 1925-26 гг. — ответственный секретарь редакции журнала «Хозяйство Якутии».

В 1927 г. был направлен на учебу в Московский литературный институт им. В.Брюсова, но слабое здоровье помешало ему учиться.

Умер в г. Якутске, похоронен на территории Никольской церкви. Его именем названы одна из улиц г. Якутска, Усть-Таттинская средняя школа Таттинского улуса.

«…Литературное наследство Кулаковского, Софронова и Неустроева, будучи реалистическим отображением, зеркалом, по преимуществу, дореволюционной колониальной, полупатриархальной-полуфеодальной якутской действительности, может и должно служить одним из верных и богатых источников еще более высокого поднятия национального самосознания якутского народа. Но этого мало. Являясь детищем прогрессивной, сознательной миссии великой русской культуры на крайнем северо-восточном уголке Азиатской России, наследство это может и должно служить одним из верныхи чудесных источников еще более высокого поднятия национального самосознания, исторической миссии великого русского народа».

Г.П.Башарин «Три Якутских реалиста-просветителя» — Якутск, 1944, 1994