Наукалар Академияларын Саха сирин үөрэтэр, чинчийэр экспедицията (Комиссия по изучению Якутской АССР – салгыы КЯР) 1925-1930сс. САССР сэттэ уокуругун уон хайысханан чинчийбитэ. Хамыыһыйа иһигэр барыта 386 наука үлэһиттэрэ, тылбаасчыттар үлэлээбиттэрэ. Таатта улууһуттан Петр Вонифатьевич Слепцов Хатанга-Анаабыр, Оросин Григорий Иванович Ленскэй оройуоннарын этэрээттэрин салайааччыларынан, Мария Николаевна Андросова-Ионова Бүлүү эҥэр ыытыллыбыт экспедиция сүбэһитинэн үлэлээбиттэрэ биллэр. Кинилэр тус дьыалалара Санкт-Петербургтааҕы Наукалар академияларын архыыбыгар хараллар.
1926-1927сс. Саха сиригэр икки этнографическэй экспедиция үлэлээбитэ. Бастакыта И.П.Сойкконен салалталаах Саха сиринээҕи уонна В.Н.Васильев тунгусскай экспедициялара. Иван Петрович Сойкконен атырдьах ыйын 1926 алтынньы 1927сс. Боотурусскай, Таатта, Байаҕантай, I -гы уонна II-ис Амма улууһугар стационарнай бэлиэтээһиннэрин түмүгэр, 1928с. “Семейный быт у якутов”, “Зимний день якутской женщины”, “Якутские дети” үлэлэри суруйбута. Ону тэҥэ экспедиция түмүгүнэн 200-тэн тахса уруһуйу, 300-тэн тахса саха омук олоҕор-дьаһаҕар сыһыаннаах малы-салы хомуйбута [1].
I Дьохсоҕон нэһилиэгэр эдэр чинчийээччи И.П. Сойкконен экспедиция састаабыгар үлэлээбитин туһунан кыраайы үөрэтээччилэр Е.Д.Андросов суруйбут “Балысхан баай былыргылаах Ытык Күөл”, Д.В.Кустуров “Нэһилиэстибэтэ дьоҥҥо туһалыы туруохтаах” ыстатыйалара эмиэ туоһулууллар.
И.П.Сойкконен 1928с. бэс ыйын 17 күнүгэр илиинэн суруллубут “Семейный быт у якутов” үлэтэ икки чаастан турар — сүрүн чаастан уонна сыһыарыыттан. Барыта 345 сирэйгэ нуучча тылынан, онтон сыһыарыыларга хомуйбут матырыйаала сахалыыттан нууччалыы тылбаастаммыттар. Үлэ сүрүн чааһа 11 бастан турар: 1. Предисловие; 2. Территория, население и занятия; 3. Жилище и постройки; 4. Распределение обязанностей между членами семей в течении года; 5. Положение женщин в семье; 6. Якутские дети; 7.Брак; 8. Взаимотношение членов семьи; 9. Различные сведения об общественности; 10. Смерть и похороны; 11. Надмогильные памятники и надписи к ним. Иккис чааһыгар сыһыарыыларга: «Якутские песни и их переводы”, “Якутские загадки и их переводы”, “Якутские приметы”, “Прозвища”, “Якутские игры”, “Прочие” [2].
Чинчийээччи олохтоохтортон матырыйаалы хомуйарыгар худуоһунньук Иван Васильевич Попов үтүө өҥөтө улахан. И.В.Попов саха материальнай уонна духуобунай култууратын ХХ үйэтин бастакы чинчийээччилэриттэн биирдэстэрэ. ХХ үйэ саҕаланыытыгар соҕуруу, тас куораттарга этнографическай коллекциялары ыыппыта, маны сэргэ бэйэтэ устубут хаартыскаларын музейдарга бэлэхтээбитэ, сорохторо почта открытката буолан тарҕаммыта. Сойкконен Тааттаҕа кэлэригэр Попов I Дьохсоҕон нэһилиэгин бэрэссэдээтэлинэн талыллыбыт кэмэ. Иван Васильевич эдэр доҕоругар этнография, фольклор, итэҕэл, олох араас эйгэтиттэн матырыйааллары, тустаах дьону кытта көрсүһүннэрэн, ыпсаран биэрбитэ.
ХХ үйэ бастакы чиэппэригэр тыйыс айылҕалаах Саха сиригэр дьахтар батталлаах олоҕун, кыһалҕатын, эр киһи уонна дьахтар сыһыаннаһыыларын, оҕону иитии туһунан элбэх бэлиэтээһиннэри оҥорор. «Якутки отличаются большой плодовитостью. В среднем на одну женщину приходится до десяти рождений, но очень часто эта цифра значительно выше. В 1-м Жехсогонском наслеге Таттинского улуса, якут Бочонин имел 17 человек детей… Среди якутов нередки случаи, когда женщина рождает ежегодно в течение целого ряда лет. Якут 1-го Жехсогонского наслега, Татт.ул., Дементий Сенькин, женился в 1920г. на девушке 16 лет, от которой имел детей, в 1921,1922, 1923, 1924 и 1926г. (с.89).
Чинчийэр үлэтин «Дети» диэн баһыгар ыалга оҕо суолтатын, оҕо уонна итэҕэл сиэрин-туомун, 40 кэриҥэ оонньуу арааһын сиһилии суруйар: «В Таттинском улусе, ЯО, удалось приобрести изображение духа, умиртвляющего детей (“торбосу, оҕону сиэччи, абасы) – телят, детей пожирающий абасы). Это человекоподобная уродливая фигура, маленького роста, кровожадной внешности, с низким лбом и короткими толстыми растопыренными пальцами; в левой руке он держит копье, в зубах сердце жертвы; изображение этого духа приготавливаюися из старого лиственничного дерева и после камлания сжигается (с.107).

1928с. тохсунньу 4 күнүгэр Иван Васильевич Попов аҕам саастаах доҕорун Александра Сенькинаны И.П.Сойкконены кытта көрсүһүннэрэр. Оччолорго 81 саастаах кырдьаҕастан чинчийээччи эргэ тахсыбыт кэпсээнин сурунар: «Александра Сенькина рассказывает, что ее семилетный супруг очень стеснялся и долго не соглашался ложиться с нею вместе спать. Лег он только тогда, когда вместе с ним легла и его старшая сестра, к которой он привык. Все трое спали на одном ороне в таком порядке: невеста около стены, старшая сестра жениха, с края орона, а жених в середеине между нимини, спиной к невесте. Неравные браки, когда один из супругов значительно старше своей половины, встречаются среди якутов очень часто. В большинстве случаев муж старше совей жены. Объясняется это тем, что у якутов очень велика смертность женщин брачного возраста. Муж, лишившись жены и имея хозяйство и маленьких детей, нуждаются в хозяйке и работнице. Лучший исход из положения – это жениться вторично. Так и поступают большинство вдовцов, иногда достаточно пожилого возраста (ссылка 1 – на рассказ Сенькиной, смотри выше). Женятся они чаще всего на молодых девушках, которые на много, а иногда и в несколько раз моложе своих мужей. В каждом наслеге можно насчитать несколько пар, когда жене около 20 лет, а мужу — сорок-пятьдесят. В старину могли иметь место браки вдовцов на несовершеннолетних девочках».
Түмүккэ Александра Сенькина эдэр чинчийээччини айаныгар алгыыр:
И.В.Попов эдэр чинчийээччини улуу отоһукка, мас ууһугар Хохуолапка ыалдьыттатар. «Петр Иннокентьевич Большаков, старик-якут 1-го Жехсогонского наслега, Татт. ул., сообщает, что после смерти своей первой жены он женился вторично на 14-летней девочке, будучи старше ее на 21 год. От первой жены у него были,дети, которые приходились сверстниками его второй жене. С ними она проводила целые дни вместе в работах и играх и так привыкла к ним, что вечером вместе с ними ложились и спать. Мужу приходилось силою перетаскивать ее к себе в постель. Соседи добавляют, что в первый год замужества она не расставалась с куклами, которые привезла с собою. Муж преледовал ее за это и отнимал куклы, но она прятала их на крыше юрты, где однажды нашли их сложенными около трубы (с.119-120)».
Е.Д.Андросов сурукка киллэрбитинэн Сойкконен Хохуолап отоһуттан 40-ча саха эмтээх отторун биирдии-биирдии тус-туспа суруйан уонна атын эмтиир ньымаларын, абылаҥын эмиэ бэлиэтэнэн барбыт[3].
Худуоһунньук И.В.Попов эмчит быһыытынан I Дьохсоҕоҥҥо уонна чугастааҕы нэһилиэккэ биллэрэ. Олохтоохтор араас ыарыыларын эмтиирэ, ардыгар дьахталлары төрөтөрө. Иван Попов доҕоро Ыстапаан Боросуокап дьикти ыарыытыгар майгынныыр холобуру чинчийээччигэ аҕалбыт: «… Случаи, когда человека, находящегося в летаргическом сне, якуты принимают за умершего, довольно часты. В Таттинском улусе на третий день после своей мнимой смерти ожил мужчина, под которым читали псалтырь и которого вот-вот собирались вести на кладбище. Все присутвующие в юрте так испугались, что убежали в лес. Оживший пришел к соседям и был совершенно нормальный и здоровый человек…
… В Таттинском улусе многие помнят благочестивую Дарью, которая умерла, а затем на второй день ожила. С этого времени она совершенно изменилась, стала очень религиозной и проибрела способность исцелять больных и лечить скот. “Танарасыт Даарыйа” – благочестивая Дарья и часто приглашали служить молебен (читать молитвы) о помогать больным. Она считала свои долгом оказывать людям помощь, но категорически отказывалась помогать богатым, а когда приходила к ним, то немела и даже падала в омборок…»(с.163).
«Саха итэҕэлин» туһунан баска И.В.Попов матыраайаллара киирбиттэр. Кини 1910 сыллаахтан үс улууска сылдьан наука туһугар археологиянан дьарыктаммыта билиитэ-көрүүтэ элбэҕин дакаастыыр. «В гроб покойника кладут в полном дорожном одеянии. Тело сверху покрывают белой материей, которую якуты, называют “сабан” (от русск. Саван) На шею покойника надевают маленький грудной крест, а в гроб родственники могут положить трубку, табак, масло, плетку для лошади и другие предметы. На старинных похоронах зажиточного человека в могилу его клали несколько копмлектов одежды и обуви, запас продовольствия и лошадь покойного в полном снаряжении. Местный художник Иван Васильевич Попов рассказывает, что ему пришлось разрывать старые якутские могилы, в которых он находил кумысную и другую посуду, которые были поставлены в наружном гробу со стороны головы и ног покойника»(с.169).
«Духи некоторых умерших людей, в особенности лиц, погибших качественной смертью, не находят успокоения и превращаются в “уер” – блуждающих злых духов, причиняющих людям различные несчастья. В старину у якутов были особые берестяные предметы, сшитые на подобие щита из двух слоев бересты и украшенные конскими волосами и металлическими подвесками. Они назывались “түктүйэ» или «түктүйэ — таҥара». В середине «түктүйэ» между двумя слоями бересты хранились “үөр» — беспокойные души умерших людей, а на бересте имелись изображения и самих предков. Для нас представляет большой интерес сохранившиеся на бересте якутские изображения предков, так как по ним можно судить об обуви и одежде, которые были в употреблении у якутов за много десятков лет до настоящего времени». Аллараа быһаарыы быһыытынан суруйар: « Художнику И.В.Попову удалось найти «түктүйэ» в Таттинском улусе на месте старого развалившегося жилья. Размеры его следующие: длина-32 см., шир.-24см. С этого «түктүйэ» под наблюдением худ.И.В.Попова было снято несколько копий (сделано несколько штук таких же берестяных моделей). Фотография и рисунок одной из копий здесь прилагаются в правой половине юрты, прикрепленные к столбам. Пред “туктуjа» ставилось посуда с едой для угощения дух предков. Иногда эта посуда стояла на особом маленьком столике» (с.169).
Үлэтин бастакы чааһын түмүгэр «Надмогильные памятники и надписи к ним» Иван Васильевич Попов быраата, Ытык-Күөллээҕи таҥара дьиэтин аҕабыта Иннокентий Васильевич Попов биир кэпсээнэ киирбит: «Якуты очень любят надмогильные памятники, но все они составлены по одному шаблону и написаны чрезвычайно безграмотно. В надписи на могильной плите указываются имя, отчество, возраст и наслег умершего, а также перечисляются занимаемые им при жизни должности. Привожу одну из таких надписей, сохраняя имеющиеся в ней ошибки: «Под сим камнем покоится прах бывшего церковного и наслежного старосты, инородца 1-го Игидейского наслега Батурусского улуса, Дмитрия Дмитриевича Михайлова, имеющего от роду 71 лет и усопшего августа 1911 года. Святый крепий, святый бессмертный, помилуй нас, Святый Боже. Иногда в виде исключения надмогильные памятники составлены чрезвычайно своеобразно. Поэтому одну из таких надписей на могиле священник на кладбище «Ытык-Кёльской церкви (Таттинский улус): «В сей могиле, в червяной точиле, в гробовой доске, в мертвой стране, лежит тело протоиерея доброго Даниила Протопопова — отца нашего. Почил по Оймякёнской дороге, похоронен в Преображенской ограде. От´сииде он к Богу в 1840 году, во время, учительского раз´езда. Жертвовал первый Петров» (с.170).
Аллараа хос быһаарыыга суруллар: «Священник «Ытык-Кёльской церкви» И.В.Попов сообщает, что Даниил Протопопов был иерей ( на могильной плите ошибочно написано протоиерей) и действительно умер в пути во время поездки в Оймякон. Дорога была очень трудная. Олени пропали. Псаломщик, который сопровождал Даниила Протопопова и сильно любил его, на себе тащил «сыарҕа» с телом священника на расстоянии несколько десятков верст, никуда не добрался до ближайшего жилья».
183-үс сирэйгэ I Дьохсоҕон төрүт олохтоохторун Слепцовтар төрүттэрин уонна Дьохсоҕон аҕа ууһун туһунан кылгас үһүйээн киирбит: «… Заслуживает внимание названия некторых “аҕа уса”, произошедшее от имени женщин которые, по словам преданий, были прародительницами этих родов. Так, “Кыайыгый аҕатын уcа» — Кыигийский род вместе с Тёкяйским наслегом родом составляющий теперь 1-ый Жехсогонский наслег, Таттинского улуса, произошел от поселившейся на р.Татте старушки «Кыаjыгыi», именем которой этот род называется до сих пор. Названия четырех Жехсогонских наслегов (1-й,2-й,3-й,4-й) Таттинского улуса, по словам предания произошли от женщины «Дьохсоҕон», которая жила на среднем течении р.Татта. «Чабычах аҕа уса» 2-го Игидейского наслега, Татт.ул., произошел от уродливой девочки, которую родители решили убить; они положили ее в чабычах и вынесли на улицу, чтобы заморозить ее, но девочка осталась жить, получила прозвище «чабычах» и явилась прародительницей целого рода…
Кыаjыгыi – прозвище , происшедшее, вероятно, от слова «кыаjы» — победа».
Сойкконен үлэтин иккис чааһыгар Байаҕантай улууһун Уолба нэһилиэгин олохтооҕо Ф.С.Андросов 1927с. муус устарыгар бэлэх биэрбит таабырыннара киирбиттэр. Маны сэргэ «Күһүн кэлиитин ырыата», «Хаар хараарыыта», «Сайын кэлиитэ», «Киэһэ ырыата» (А.Сенькина тыл.), «Айыыһыт ырыата», «Төрүөн иитиллэр ырыата», «Ойох ылар ырыата», «Алтынньы ыйга», «Күөмэйбинэн күндүлүүбүн», «Кэрэ тылынан кэпсээмэхтээн барыым», «Дьахтар бэйэтин ылламмыт ырыата», «Дьахтар бэйэтин ылламмыт ырыата», « Бырастыылаһар алгыс» (А.Сенькина тыл.), «Сир халлаан үөскээбит ырыата» биирдиилээн дьон айбыт ырыалара тылбаастаммыттар.
И.П.Сойкконен «Семейный быт якутов» чинчийбит үлэтэ Саха АССР ХХ үйэ бастакы чиэппэрин историятын, фольклорун, култууратын, итэҕэлин энциклопедията буолар. Бу улахан үлэтиттэн сэдиптээн И.П.Сойкконен «Якутские дети», «Зимний день якутской женщины» үлэлэрин суруйбута.
Академик Э.К.Пекарскай Сойкконен «Якутские дети» дипломнай үлэтигэр үрдүк сыанабылы биэрбитэ: «…автору удалось проникнуть в такие стороны быта, которые доступны лишь человеку, знакомому с языком и пользующиемуся доверием со стороны местного населения. Обстоятельно описаны период беременности, роды и уход за младенцем в период первой его жизни.
Отдельная глава посвящена суевериям и предметам, связанными с рождением и воспитанием ребенка. Приводятся целые якутские фразы в правильном русском переводе и необходимые якутские термины в правильной транскрипции.
Работа иллюстрируется двумя десятками удачных фотографий.
Все это заставляет признать работу Сойкконена ценным этнографическим исследованием, более полным и последовательным, чем краткая глава «Дети» в известном труде Серошевского «Якуты».
Необходимо отметить, перед поездкой в Якутию автор довольно продолжительное время подготовлялся под руководством И.И.Майнова и изучал якутский язык при помощи молодого этнографа, студента – якутянина А.А.Попова, что и помогло ему выполнить свою работу более, чем удовлетворительно. Э.К.Пекарский»[4].
Хомойуох иһин Иван Петрович Сойкконен эдэр сааһыгар олохтон туораан, кини научнай үлэлэрэ бэчээттэммэтэхтэрэ. 2022 сыллаахха Гуманитарнай чинчийэр институт наукаҕа төһүү үлэһитэ, история наукатын кандидата Лилия Иннокентьевна Винокурова «Роль И.П.Сойкконена в аспекте изучения зимней повседневности якутов первой трети ХХв.» чинчийэр үлэтигэр «Зимний день якутской женщины» наука эйгэтигэр бастакытын толору бэчээттэппитэ[5].
Чинчийэр үлэ киириитигэр И.П.Сойкконен сахалар өйдөбүллэригэр күн-дьыл суолтатын быһаарыыттан саҕалыыр: күн ортото, им сүттэ уо.д.а. Иккис чааһыгар саха дьахтарын биир кыһыҥҥы түбүгүн саас сааһынан киһи ааҕааччы хараҕар документальнай киинэ кэриэтэ ойуулаан суруйар. Сойкконен үлэтин суолтатын туһунан Л.И.Винокурова: «Рукопись Сойкконена является ярким примером свидетельством социально-экономических реалий, условий труда и быта женщин в отдаленных окраинах России в первые десятилетия ХХ столетия. С учетом длительной сохранности уклада жизни в периферии большой страны можно говорить о значительных возможностях документа в качестве источника для изысканий по разным аспектам состояния традиционной культуры до масштабной советской модернизации. Рукопись представляет интерес не только для специалистов по социальной и гендерной истории, «Зимний день якутской женщины» может послужить источником вдохновения для самых различных исследований в регионах России, включая междисциплинарные гуманитарные проекты на стыке этнической истории, культурной антропологии и этнолингвистики».
И.П. Сойкконен “Семейный быт якутов”, “Якутские дети”, “Зимний день якутской женщины” чинчийбит үлэлэрин сэргэ Санкт-Петербургтааҕы наукалар академияларын архыыбыгар «Некоторые соображения о предстоящих этнографических работах в Якутии в ближайщее пятилетие», «Записка о ряде работ по этнографическому изучению населения Якутии», «Некоторые данные о терминологии родства у якутов» хараллаллар. Бу чинчийиилэргэ I Дьохсоҕон олохтоохторо худуоһунньук И.В.Попов, кини быраата Инн.В.Попов, отоһут П.И.Большаков-Хохуолап, сээркээн сэһэнньит Александра Сенькина быһаччы көмөлөөхтөрө көстөр. Маны таһынан Л.И.Винокурова бэлиэтииринэн, И.П.Сойкконен биир идэлээҕэ Петр Вонифатьевич Слепцов киниэхэ сүбэ-саргы буолбута. Петр Вонифатьевич Хатанга-Анаабыр экспедициятын матырыйаалын Анаабыр дьаһалтата үбүлээн, Кунсткамера музейа каталогу аҕыйах сыллааҕыта бэчээттэппитэ хайҕабыллаах. Онон Саха сирин бастакы этнографтарын кэккэтигэр Таатта улууһуттан Петр Вонифатьевич Слепцов, И.П.Сойкконен доҕоро, худуоһунньук Иван Васильевич Попов курдук ХХ үйэ этнографтардаахпытынан киэҥ туттуохтаахпыт. Кинилэр баай нэһилиэстибэлэрэ үөрэтиллэн, кэнчээри ыччаппытыгар дойдубут кэрэхсэбиллээх дьонун туһунан үйэтитэн кинигэ буолан тахсаллара буоллар диэн баҕа санаалаахпыт.
Постникова Александра Николаевна – “Таатта” түмэлин үлэһитэ.
Библиографическай ыйынньык:
- Ермолаева Ю.Н. Этнографические исследования Якутской экспедиции АН СССР 1925-1930гг.
- СПбФ АРАН.- Ф. 47.- Оп.2.-Д.158.
- Андросов Е.Д.Таатта отоһуттара. Дьокуускай.-1993.-82с.
- СПбФ АРАН.- Ф. 47.- Оп.2.-Д.15
- Винокурова Л.И.Рукопись И.П.Сойкконена в аспекте изучения зимней повседневности якутов первой трети ХХв.
[1] Ермолаева Ю.Н. Этнографические исследования Якутской экспедиции АН СССР 1925-1930гг.
[2] СПбФ АРАН.- Ф. 47.- Оп.2.-Д.158.
[3] Андросов Е.Д.Таатта отоһуттара. Дьокуускай.-1993.-82с.
[4] СПбФ АРАН.- Ф. 47.- Оп.2.-Д.157.
[5] Винокурова Л.И.Рукопись И.П.Сойкконена в аспекте изучения зимней повседневности якутов первой трети ХХв.