АММО́СОВ Павел Васильевич

                                                                АММО́СОВ Павел Васильевич
    Родился 5 мая 1916 г. в Терасинском наслеге Алексеевского района Якутской АССР, ныне Таттинского улуса РС (Я) – 4.02.1981, Терасинский наслег, Таттинский улус. Потомственный олонхосут. Неграмотный.
     Родоначальником Аммосовых является Унегес (Өнүгэс?) – Илгин (1733-) -Сонтой Байбал (1770-1838) – Иван (1798-…)-Жустан Николай (1830-…)-Дырас Өлөксөй (1865-…)-Василий Аммосов (189?-1921)-Павел Аммосов (1915-1981). Талант олонхосута передался ему от легендарного представителя рода Куолай уола. По утверждениям старожилов, во время исполнения олонхо Куолай Уола сопровождалось мистическими видениями.
    Его отец Василий Аммосов был другом классика якутской литературы А.Е.Кулаковским-Ексекулээх Елексей. Был прекрасным оратором.
       Павел с молодых лет трудился фуражиром в колхозе. Немало сил отдал по содержанию крупного рогатого скота, по уходу за приростом молодняка. Все лето работал на сенокосе, в зимний период выращивал гидропонную зелень.
Первые исполнения олонхо Павла Аммосова проходили на колхозных полях. В часы отдыха он не раз состязался с местным олонхосутом Собакиным Семеном Ивановичем-Сэмэтээй (Сэмэтэй). Известно также о совместном исполнении с Петром Чехордуным. Павел отличался басистым голосом и способностью к импровизации. За добросовестный труд награжден юбилейной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Ветеран тыла и труда.
    В 1950 году женился на уроженке с.Ударник Баягантайского наслега Томпонского района Аммосовой (Харитонова) Марии Егоровне. Родили 8 детей: Анна (13.04.1952), Василий (25.01.1954), Павел (17.07.1956), Фекла (15.12.1958), Мария (01.01.1960), Евдокия (15.10.1961), Ирина (01.12.1963), Николай (13.12.1965).
  Павел Васильевич – знаток древних преданий и легенд, активный общественник. Он участвовал на самодеятельных концертах, выступал на торжественных открытиях предвыборных меропрятий. Как отмечает дочь олонхосута Евдокия Павловна Слепцова у него был четкий, ясный голос, с приговором букв ‘о’ на ‘а’ (акание) в некоторых словах, с красивой вибрацией в конце пения. Он часто исполнял отрывок из своего олонхо «Хара кулун аттаах Хараҥаччы Сүүрүк бухатыыр – Богатырь Ласточка Бегун») , который был записан на портативный японский магнитофон ученым Алексеевым Эдуардом Ефимовичем в 1967 году. Запись олонхо хранится в архиве университета г. Бостон (США). С его уст записана песня «Айыы Умсуур удаҕан». Собранные в 1973 г. материалы фольклориста Дмитриева Петра Никифоровича хранятся архиве Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (фонд 5, опись 7, 139 лист).
    Фольклорные материалы, отца обнаружены дочерью Е.П.Слепцовой в 1999г. и опубликованы в 2005г. в литературно-художественном общественно-политическом журнале «Чолбон» за №10. Включены предания о «Дыгыйык удаҕан», «Настыаха удаҕан», «Бахсы Тойоно, Болугур Айыыта Тыараһанан ааһыыларын туһунан», «Бөҕө Матыыска» под названием «Омуоһап олоҥхоһут кэпсиир буолара».
        В семейном архиве Аммосовых бережно хранится портрет Аммосова П.В., написанный с черно-белой фотографии, старшим сыном, художником Аммосовым Василием Павловичем в 1981 г.

А.Н.Постникова

Лит.:
Андросов Е.Д. Таатта олоҥхоһуттара. Ытык Күөл, 2006; Олонхосуты Якутии: справочник. Якутск, 2013.
Слепцова Е.П. Омуоһап олоҥхоһут кэпсиир буолара/Е.П.Слепцова//Литературно-художественный журнал «Чолбон».-2005.- №10.-С. 83-86