Яроев Вячеслав Васильевич

    Яроев Вячеслав Васильевич – художник-живописец, член Союза художников России и Якутии, член творческого Союза художников России и Якутии родился 6 октября 1971 года в селе Баяга Алексеевского района в семье Анны Ефремовны и Василия Капитоновича Яроевых.

      В 1990 году он окончил Якутское художественное училище имени Петра Петровича Романова, а в 2004-м живописную мастерскую Артура Дмитриевича Васильева ЯФ Красноярского государственного художественного института.

     Начало его художественных поисков уже ознаменовалось высокими достижениями. Будучи участником зональных и международных всероссийских, региональных выставок, Вячеславу Яроеву удалось завоевать звания димпломанта и лауреата независимой общественной премии им. Валериана Васильева среди молодых художников Якутии. Он являлся стипендиатом Национального фонда Возрождения “Барҕарыы” при Президенте Республики Саха (Якутия). В настоящее время Вячеслав Яроев генеральный директор ООО Дизайн-студии “Уран”, он женат, воспитал троих детей и имеет уже четверых внуков.

    В свободное время, художник уделяет работе с натурой. На пленэре внимание Яроева устремлено к выхватыванию ускользающего впечатления. Уловить это можно по вниманию художника к цвету, который часто разлит в картинах теплым свечением предметов от заходящего солнца, будь это кроны деревьев, летний букет или портреты родных. Несомненно, Вячеслава Васильевича манит природа родного края, которая глубоко вошла в душевный строй переживания мира как художника. Ему удаются лирические пейзажи и натюрмортные композиции, напоминающие о скоротечности бытия проходящей юности, теплого якутского лета или короткого весенне-осеннего дня. В них скрыт заряд ностальгии утраченного и восхищения природной гармонией. Это не грусть художника, а Яроева можно назвать экскурсом в свое детство, преломленного через портретные образы детей. Примечательна в этом плане работа «Лучшая пора» где изображена девушка, сидящая в лучах заходящего якутского солнца.  Автор картины мечтательно пытается заглянуть в будущее, которое ждет «якутскую принцессу», возлелеянную летним цветением трав и благоуханием сельских просторов. Выражение лица девушки вопрошает целый эмоциональный спектр о себе, своем будущем, а легкий эротизм линии бедра, скрываемого короткой плиссированной юбкой и овалы оформившихся грудей, подсказывают нам верный вердикт о ее будущем, наполненным ценностями якутской традиции о замужестве и семье, полной детьми. Собака, сидящая рядом и устремившая свой взгляд в будущее как бы утверждает нас в сделанном вердикте, символизируя верность и неотвратимость того, что должно произойти, ибо она охраняет покой от вторжения сиюминутных порывов современных соблазнов. Работа художнику удалась, она выстраивает целый мир мыслей зрителя. Философия работы стара как мир, но она и современна, осуществляя оценку роли национальной традиции в эпоху глобальных и стремительных культурных изменений. Последние стали ощутимы не только в суете города, но и в якутской деревне начала XXI столетия. За последние двести лет в общественном сознании саха произошли три крупных мировоззренческих переворота – от мифа Олонхо и сибирского шаманизма, к христианству и атеизму, а тем культуре европейского модерна поданного в форме образования и науки, в эти дни модели ассимилирующей массовой культуры, активно релятивизирующей абсолютные нравственные константы. Подобные работы, без сомнения, позволяют увидеть и осознать ряд выпуклых явлений якутской действительности.

     Лирическое бытописание мира детства, откуда мы все родом продолжено в других сюжетно тематических картинах автора. Примечательны в этом ряду картины «Васек», «К истокам детства» и «У костра». Потерянный рай поля с одуванчиками и потрескивающее пламя ночного костра проносятся фрактальным повторением целых поколений якутских детишек, выросших на селе в советскую эпоху. Особая авторская манера тщательно прорабатывать портретную композицию и пейзажный ландшафт являются отличительными характеристиками работ художника. Философская глубина его сюжетно-тематических работ со временем может быть расширена автором и составит целостный незабываемый памятник поколениям, выросших в якутской деревне.

       Этюдная практика художника Яроева отличается всегда пластически завершенным этюдом, где детальность и обстоятельность превалируют. Нет в его этюдной линейке работ с нарочитой деформацией натуры. Для Яроева ценна достоверность изображения, полнота непосредственных впечатлений, подчас диктуемых теплым колоритом. Его этюдные наработки не являются продуктом жестко замкнутого субъективного мироощущения, а отражают близкий и понятный якутский мир, выражающий комплиментарные чувства слияния природы и человека. Его этюдная живопись в целом приобретает уравновешенную эмоциональность и композиционность, основанную на реалистическом пейзаже, порой обогащаясь контрастными и композиционными отношениями. Многие этюды отличаются композиционной завершенностью и картинным характером.

   Живя на переломе времен, художник Яроев, будучи «продуктом» якутской деревни 70-80-х, смог прочувствовать уходящее навсегда. Своим разносторонним эстетическим чутьем художник и мастер считывает из напряжения этнической культуры токи бытия, фиксируя в своем творчестве уходящую традицию.

  Вячеслав Васильевич Яроев является поклонником и пропагандистом национальной якутской культуры, пытаясь возвратить символизм далеких предков, который стал для обывателя вещью с нулевым смыслом. Национальный колорит это лишь вершина айсберга этнокультуры. Дезъинтегрированное мировоззрение современника осознать ее глубинный смысл может с трудом. Во многие ритуальные вещи современники не верят. Поэтому нужно становиться «археологом культуры» своих предков, чтобы ритуальные вещи, созданные сегодня, смогли навеять истину о прошлом. Это непростая и кропотливая работа, схожая с традицией философской герменевтики бытия и сознания. Вячеслав Яроев обращается к историческим памятникам материальной культуры саха, изучая, анализируя, интуитивно догадываясь и по крупицам восстанавливая вместе с коллегами и народными мастерами их многозвучное бытие.

Автор статьи Алексей Григорьевич Пудов, кандидат философских наук, доцент по специальности философская антропология и философия культуры.
Из книги-альбома “Аал Луук мас Вячеслава Яроева”, 2021 г.