Балаҕан ыйын 14 күнэ – Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон төрөөбүт күнэ. 80 сыл анараа өттүгэр, балаҕан ыйын 13 күнүгэр, Ытык Күөлгэ Иван Васильевич Поповка ыалдьыттыыр. Кини тылыттан худуоһунньук баай нэһилиэстибэтин сурунан ылар. Билигин бу докумуон СӨ Национальнай архыыбыгар Р1650,Опись , Д-244 Перечень работ художника И.В.Попова , находящиеся у частных лиц. По данным его самого 13 сентября 1944г. (записано Д.К.Сивцевым) Суорун Омоллоон пуондатыгар хараллар:
|
Подарено в Петербурге Виктору Николаевичу Васильеву – ученому секретарю якутской комиссии при Академии Наук. |
|||
2.
|
«Шаман». Масло. Якутский шаман в момент камлания, с запрокинутой головой, бьющий в свой бубен. |
Продано в Петербурге (примерно в 1907-08 года иностранному скупщику – немцу, представителю какого-то музея или галереи). |
||
3.
|
«Якутская усадьба». Масло. (Якутский балаган, ураса и т.п.). |
Тоже |
||
4.
|
Пейзаж. Масло (ряд якутских ландшафтных видов – аласы, тайга, речки и т.п. небольших размеров). |
Тоже |
||
5.
|
«Вид тайги». Масло. |
Продано в Москве, в картинном магазине. |
||
6.
|
«Арангас» – детский. Масло. |
Тоже |
||
7.
|
«Удаганка». Масло. Якутская шаманка. |
Дано для музея Андрею Иннокентьевичу Попову. |
||
8.
|
«Слепой». Масло. Этюд с натуры. |
Тоже |
||
9.
|
Портрет жены. Масло. Якутка в рысьей дохе. |
Тоже дано А.Н. Попову. |
||
10.
|
Этюд. Масло. Портрет якута Жехсогонского наслега Таттинского улуса Никонора Осипова. Он же был заснят Ив.Вас. и отпечатан на открытке: хотуурун сытыылыы турар отчут. |
Не помнит кому отдана была картина. |
||
11.
|
Этюд «Будущий гражданин» – портрет бойкого, оборванного якутского мальчика, ныне колхозника Никиты Осипова, сына Никанора (см. выше). |
Тоже не помнит. |
||
12.
|
«Чыппыр». Этюд. Якут, сидящий перед камином, с трубкой в руках, занятый мыслями. Он же был заснят в открытку: якут-косарь с поднятой горбушой. |
Тоже не помнит. |
||
13.
|
Портрет бывшего священника Василия Иннокентьевича Попова. |
Хранились у них (их дом был около…., ныне у пл. Ленина, напротив бани). |
||
14.
|
Портрет его жены – Татьяны Алексеевны Поповой. |
|
||
15.
|
Портрет Чахова. Скопец (имел свой двор в с. Марха). |
Хранился у них. |
||
16.
|
Портрет Митрополита Московского Иннокентия (бывш. Алеутского). |
Находился в архит….. пожаре и погиб при …. Раскрашенный снимок портрета хранится у вас. |
||
17.
|
Портреты епископов: Павла Никонора, Петра, Милетия, Якова. |
Большинство должно быть тоже сгорело. |
||
18.
|
Портреты губернаторов: Скрыпицына, Крафта, Черняева и др. |
В Як. Обл. музее. |
||
19.
|
Портрет купца Кондакова. |
У его семьи. |
||
20.
|
«Собо». Этюд. Жареный карась с раскрытой икрой на тарелке. |
Подарено было брату художника священнику Ин. Попову, последним был подарен священнику Никифорову Мих. |
||
21.
|
«Соболор». Этюд. Жареные на рожке три карася. |
Дано было Слепцову (ныне покойный). |
||
22.
|
«Бой сохатых». Масло. |
Подарено было брату Вас. Попову, а после подарил свящ. Никифорову (или Сивцеву Ф.). |
||
23.
|
Портрет брата Иннокентия Васильевича Попова (бывш. благочинного). |
У его семьи – дочь Антонина Попова. |
||
24.
|
“Иуда” (Угрызение совести). Копия с картины художника Н.Н. Ге. |
Тоже брату. |
||
25.
|
«Лазурь и Золото». Масло. Тени лиственниц на снегу. |
Тоже брату. |
||
26.
|
«Куогас балагана». Масло. Заброшенная юрта. |
Подарено дочери худ. Фомаиде Поповой, ею уступлено Григорию Петровичу Котенко (сотр. НКВД) Орджоникидзевского р-на 1939 г. |
||
27.
|
«Старинная якутская поварня». Масло. (Другая чем в музее, живописнее). 1924 г. |
В 1931 г. уступлено Гвоздеву – сотруднику НКВД ЯАССР, ревизору (?), за что получено было «улахан дорообо» – чай кирпичный. |
||
28.
|
«Ковер тайги». Масло. Прибл. 1919 г. |
Подарено священнику Александру Ивановичу Зедгенизову – дочь Лидия Зедгенизова (Якутск). |
||
29.
|
«Амма хайата». Масло. 1919 г. Чичимахская гора. |
Тоже Зедгенизову. |
||
30.
|
«Чичимахская часовня». Масло. Старинная часовня в якутско-вигантийском стиле. |
Отправлено было к.и. обществу «Саха Кэскилэ». |
||
31.
|
«Сордон». Масло. Обезглавленная щука, рядом окровавленный нож (тема о страдании, даже у рыбы). |
Продано дяде художника полковнику Николаю Димитриевичу Попову. Позже художником замечено было у каких-то соседей в Жехсогонском наслеге. |
||
32.
|
«Ытык-Кельская церковь». Масло. Ытык-Кель лет 70 тому назад. Было написано по заказу деда художника Димитриана Попова. |
Хранилось в семье Ник. Дим. Попова (Ытык-Кель). |
||
33.
|
Теленок. Этюд. Теленок якутской породы, черный. |
Продано было за 5 рублей. Николаю Николаевичу Москвину. |
||
34.
|
«Русская девушка». Копия с оригинала худ. Вениг К.П. |
Оставлено было на хранение у Ник.Ник. Москвина. |
||
35.
|
Святое семейство. Копия. Масло («Бегство в Египет»). |
Все было у Ник. Ник. Москвина. |
||
36.
|
«Распятый сын». Копия с картины худ. Васнецова. |
|
||
37.
|
Теленок. Этюд. Теленок белой масти. |
У сестры художника – Татьяны Васильевны Аверенской (сын ее Никол. Александ. Аверенский, его жена Капиталина Аверенская, Курашова, 3). |
||
38.
|
Портрет отца художника священника Василия Попова (седой священник, сидящий на кресле). |
Тоже у Аверенских. |
||
39.
|
Портрет брата художника Пант.Васильевича Попова. |
|
||
40.
|
«Святая Сицилия». Копия с картины художника Карло Дольчи, Румянцевский музей. |
Тоже у Аверенских. |
||
41.
|
«Святая Сицилия». Тоже копия, но с репродукции (см. выше). |
Продано было купцу Кондакову. |
||
42.
|
«Мадонна Литта». Копия с оригинала картины Леонардо да Винчи. Петербург, Эрмитаж, 1907-08 гг. (?). |
Хранится у брата художника –Пант. Вас. Попова. |
||
43.
|
«Мамин камин». Масло. |
Подарены брату П.В. Попову. |
||
44.
|
«Мамин диван». Масло. |
|
||
45.
|
«Бабушкина юрта». Масло. Дом-мастерская художника зимою снаружи. |
|
||
46.
|
«Как юрта встретила революцию». Карандашный эскиз (композиция – реакция Шопена (?), батраков, ………, детей на провозглашение революции). |
Отправлено было в Якутский Обл. музей с П.А. Ойунским (?). |
||
47.
|
«Перед грозой». Копия с оригинала картины известного русского мариниста Судаковского (тяжелые облака). |
Продано Петру Вонифатьевичу Слепцову за ………. |
||
48.
|
«Весна». Копия с оригинала картины художника … (?). |
Продано тоже Петру В. Слепцову. |
||
49.
|
«Город Якутск». Эскиз к картине. |
Тоже ему. |
||
50.
|
………………. Масло. Цветы, фрукты и т.п. |
Тоже ему. |
||
51.
|
Поклонение …… Копия с оригинала художника Боханевича. Петербург, прибл. в 1900 г. |
Продано католическому епископу в Петербурге. |
||
52.
|
Портрет жены врача Прокопия Нестеровича Сокольникова, урожденная Лонгинова – дочь священника Степана (Чурапча). |
Хранится в семье Сокольниковых. |
||
53.
|
Портрет Федорова (бывш. сотрудника Якутского Областного музея). Написано в 1944 г. по фотографии. |
Хранится у родителей Федорова в Нижне-Амгинском наслеге Таттинского района. |
||
54.
|
Портрет Таллаева (зам.пред. Таттинскогорайсовета). Масло. Написано в 1944 г. |
Хранится у него. |
||
55.
|
«У озера Гольминка». Этюд. Окрестность старого Якутска. Картон маленького размера. |
Одолжено было Чахову (Райпотребсоюз Ытык-Кель). |
||
56.
|
Этюды маслом на этнографическую тематику. |
Вывезено в 1926-27 гг. участником этнографической экспедиции Академии Наук Иваном Петровичем Сойконеном. |
||
57.
|
Карандашные рисунки тоже на этнографическую тематику (одежда и пр.). |
Для музея (Якутского областного) были отобраны ее директором Измайловой. |
||
58.
|
Разные карандашные рисунки (около 200). |
Отправлено было с А.И. Софроновым Григорию Андреевичу Попову. |
||
59.
|
Богатырь. Карандашный рисунок к картине «Якутские богатыри». |
Подарено некто «Буур», а последним продано какому-то геологу из геологической экспедиции Академии Наук. |
||
60.
|
Портрет Николаева Александра Александровича (?). Масло. 1944 г. |
Неизвестно.
|
Вывод
Большинство работ погибло безвозвратно, при чем самые лучшие.
13 1900-х гг. учился у лучших мастеров, копировал много.
Лучшие свои картины “Шаман”, “Якутск» вынашивал долго и написал по два варианта.
В те же годы занимался интенсивно из которых сохранилась одна ранняя работа «Запрестольная» – панкратор.
Иконостас Тат. Ник. Церкви выполнил, видимо 11 и 12 гг. на современном тому времени уровне в силе икон Исааковского собора.
В 20-х годах пишет портрет своих близких жены, деда, отца, братьев и др. , а также в 1919г. пейзажи аласы, лес итд.
В годы гражданской войны и после делает этнонрафические главным образом карандашные зарисовки (сам помню).
С 1925-26гг. работает над этнографической тематикой и заказы Якутского Областного музея и общества “Саха Кэскилэ”.
С 1930 годов работает над темой современности.
В годы великой Отечественной войны над “Хохочоем”, “Зверством бандитов», плакатами, портретами по заказу.
Много посвятил педагогической деятельности, преподавая рисование, черчение . Вопросы эстетического воспитания ставил масштабно. Уроки вел впечатляюще».